Владимир Вениаминович Агеносов (род. 19 апреля 1942 года, Магнитогорск) — российский литературовед, доктор филологических наук, профессор МПГУ (1997—2013), профессор ИМПЭ имени Грибоедова c 2013, академик РАЕН (1997) и Петровской академии наук и искусств (2002), член-корреспондент Русской академической группы в США (1995), почётный член Президиума Ассоциации исследователей русской литературы в Китае (2013). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2004). Автор ряда книг, редактор учебных пособий и хрестоматий.

Программа курса

ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

для студентов факультета журналистики

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ в.

 

Введение

Литература ХХ века – наследница всех ветвей русской национальной культуры: революционно-активной; духовно-нравственной и философско-смеховой, лишь в совокупности отражающих многообразный русский национальный характер. 

Периодизации русской литературы ХХ века. Критика строгой привязанности литературного процесса к истории СССР или КПСС. Необходимость периодизации по имманентным особенностям литературного процесса: 1890- начало 1920-х годов; середина 20-х – начало 50-х годов; середина 50-х-80-е годы; 80-е гг. начало ХХI столетия.

Проблема взаимоотношения советской литературы, отечественного андеграунда и литературы русского зарубежья

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХIХ - начала ХХ вв.

(1890-е – 1922 гг.)

 

Социально-политические особенности эпохи и культура 

Роль мировых открытий в науке (открытие электрона, создание теории относительности, кризис позитивизма в исторической науке и философии. Появление различных теорий общественного развития: от марксизма до ницшеанства.

Новая концепция взаимосвязи личности и  среды. «Человек бунтующий».

Многообразие литературно-эстетических направлений и школ. Развитие культуры по трем основным направлениям: социальное; нравственно-духовное; смеховое.

Философско-эстетическое обоснование модернизма в речи и статье Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности).

Понятие Серебряного века как нравственно-духовного направления в культуре рубежа веков. История возникновения термина Серебряный век в 30-50-е гг. (Н.Оцуп; Н.Бердяев; А.Ахматова).

Общность и различия идейно-эстетических исканий символизма, акмеизма, новокрестьянской литературы; части футуристов: поиск гармонии, жизнетворчество, театрализация жизни; создание синкретического искусства (литература, живопись, музыка, архитектура).

Судьбы реалистического искусства. Значение позднего творчества Л.Н.Толстого и художественной деятельности Чехова для литературы периода 1890-1920-х гг. Писатели круга «Среды» и «Знания» (Н.Телешов,  И.Бунин, А.Куприн, М.Горький, Л.Андреев, И.Шмелев и др.). Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателей – авторов издательского товарищества «Знание».

Творческое взаимодействие принципов   реализма и  модернизма. Возникновение неореализма.

Революция 1905 года и литература. Сборник «Вехи». 1910-1922 гг.

Октябрьская  революция  и раскол  в среде  художественной интеллигенции. Судьбы дооктябрьских направлений и школ в литературе СССР и русского зарубежья.

   Литературно-художественная периодика рубежа веков: «Новая жизнь», «Мир Божий», «Летопись», «Мир искусства», «Северный путь», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон» и др.                                              

 

Символизм

 

Понятие символизма: отличие символа от аллегории. Возникновение русского символизма (роль В.Брюсова в становление символизма в России).  Своеобразие русского символизма в его основных явлениях: идея духовной революции; стремление большинства символистов не ограничиваться эстетическими поисками. Старшие и младшие символисты. Отношения писателя-символиста с читателем.

 

Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ (1865-1941)

и З.Н.ГИППИУС (1869-1945)

Поиск новой религии в деятельности и произведениях Мережковского и Гиппиус. Мечта о соединении духа и плоти, античности и христианства, о создании Третьего Царства на Земле – главная идея произведений Д.Мережковского. Трилогия Д.Мережковского «Христос и антихрист». Выбор переломных для истории сюжетов и противоречивых героев. Ходульность многих персонажей во имя идеологичности. Глубокое знание  исторических подробностей, насыщающих книги Мережковского, и анахронизмы ради выражения философских идей. Наличие в романах персонажей-идеологов.

Эмигрантское творчество писателя. Историософские произведения («Тайна Запада. Атлантида-Европа» и др.), «Иисус Неизвестный».

Основная проблематика поэзии З.Гиппиус:  человек, любовь, смерть. Дихотомичность поэзии Гиппиус: «Между», «Она», «Овен и Стрелец». Своеобразие решение темы Бога и дьявола («Свобода», «Божья тварь», «В черту»). Тема России в творчестве поэтессы («Если», «Верю», «Будет», «Лазарь»). Усиление трагических мотивов в поздней лирике («Прежде. Теперь», «Стужа», «Одиночество», «Домой»).

Поэтическое мастерство З.Гиппиус.

Восприятие Октябрю как «блудодейства» России.

Гиппиус – критик Антон Крайний. Воспоминания.

 

А.А.БЛОК

(1880-1921)

 

Этапы развития мировоззрения и творчества Блока в его собственной оценке: «Мой путь … – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и... – к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру...)».

Книга «Стихов о Прекрасной Даме». Мистическая романтика.

Изображение царства пошлости, мотив «растраченной души» в стихотворениях второго тома («Незнакомка», «чердачный цикл», «О, весна без конца и без краю...», циклы «Возмездие» и «Ямбы»). Появление темы «страшного мира» и революции как народной разрушительной стихии. Образ лирического героя, живущего в «страшном мире» испытывающего на себе его тлетворное воздействие.

Проблематика третьего тома лирики Блока. Символическое решение темы исторических судеб России в связях ее настоящего с прошлым и будущим в цикле «Родина» («На поле Куликовом»). Лермонтовские традиции в стихотворении «Россия». Романтические представления Блока о будущем России в стихотворении «Новая Америка». Роль стихотворения «Коршун» в цикле «Родина».

Своеобразие лирики А.Блока. Внесение в поэзию принципа цикличности (сборники стихов). Интертекстуальность. Соединение бытовых реалий с символистическими образами. Наличие постоянных лейтмотивов-символов «ветер», «метель», «стихия», «Жена». Музыкальность.

Поэма «Двенадцать». Своеобразие сюжета и героев. Образ-символ  Христа и его роль в раскрытии замысла поэмы. Преодоление стихии музыкой в финале поэмы. Полифонизм  поэмы. Композиция, стиль, стих.

Блок – публицист. Статьи «Крушение гуманизма» и «Интеллигенция и Революция»,.

Последние стихи («Скифы», «Пушкинскому Дому»).

Значение творчества А.Блока для развития русской поэзии ХХ века.

 

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (Б.Н. Бугаев)

(1880 - 1934)

 

Ранний этап творчества. Проблематика и поэтика «Симфоний». Попытка соотнести реальный и символический миры на материале «Возврата». Музыкальность как сюжетно-композиционный прием построения цикла «Симфоний».

Сборник «Золото в лазури». Символы Вечности и Солнца как мистических чаяний поэта.

Сборник стихов «Пепел» - «одна поэма, глосящая о глухих, непробудных пространствах  Земли Русской» (А.Белый), итог разочарования автора в достижении светлых путей, отражение трагичности времени. Образ лирического героя – теурга, поэта, мессии, которому не удалось стать аргонавтом.

Тема города в лирике А.Белого - продолжение Петербургского контекста русской поэзии.

Роман «Петербург» - главная книга А.Белого. Изображение реакции и революции как двух сумасшедших идей времени. Решение темы Восток и Запад. Образы сенатора Аблеухова и его сына Николая Аполлоновича как отражение юношеских впечатлений автора и как символ человеческих отношений.  Стиль романа: алогизм происходящего; разорванность, хаотичность композиции и сюжета; звуковое оформление фамилий персонажей, описаний пейзажей, интерьеров, происходящих событий     и их художественное осмысление. Влияние романа на прозу последующих десятилетий.

Мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века. Воспоминания», «Между двух революций» как субъективная история русской культуры рубежа 19-20 веков.

 

 

Ф. СОЛОГУБ (Ф.К. Тетерников )

(1863 - 1927)

 

Выражение основных идей Ф.Сологуба в итоговом сборнике стихов «Пламенный круг»:  стихи о стране, плотской красоте, ушедшей мечте, одиночестве, иной земле и смерти как завершении круга человеческого бытия на земле, но не во Вселенной. Образы символы чертовых качелей, звезды Маир, Земли Ойле, творимой легенды. Внешняя простота и внутренняя музыкальность стихов Сологуба.

Развитие чеховской темы пошлости в романе «Тяжелые сны», рассказе «Червяк» и др. Декадентские мотивы в прозе Сологуба.

Роман «Мелкий бес». Переосмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Гиперболизация повествования. Образ Передонова. Телесная красота как выход  из мещанской пошлости (Саша и сестры Рутиловы).

«Творимая легенда»: концепция творчества, сотворения легенды как единственной возможности преображения жизни. Изображение параллельных миров вымысла и реальности. Образ Триродова и царства королевы Гертруды.  Тема смерти в романе. М.Горький об апологии смерти в творчестве Сологуба

Невостребованность писателя после Октября.

 

М.А.ВОЛОШИН

(1877-1932)

 

Многообразие талантов М.Волошина: поэт, критик, художник, философ. Авторская характеристика творчества: «Человек — странник: по земле,  по звездам, по вселенным. Вначале странник  отдается чисто импрессионистическим впечатлениям внешнего мира, переходит потом к более  глубокому и горькому чувству матери-земли, проходит сквозь испытание  стихией воды, познает огонь внутреннего мира и пожары мира внешнего,  и этот путь завершается «Двойным венком», висящим в межзвездном эфире».

Тема человека и природы («всё во мне и я во всем») в стихах Волошина о Крыме («Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна»). Импрессионизм, мифопоэтическое восприятие природы.

Изображение гражданской войны в циклах «Междоусобица» и «Террор». Этическая позиция лирического героя («над схваткой»). Стихотворение «Дом поэта».

Тема Руси в поэмах «Стенькин суд», «Протопоп Аввакум» и в неоконченной поэме  «Россия». Образ Богородицы в цикле «Неопалимая купина».

Историософский цикл «Путями Каина».

М.Волошин - литературный критик («Лики творчества»).

 

М.И.ЦВЕТАЕВА (1892-1941 гг.)

 

Творческое кредо М.Цветаевой: «я жажду сразу – всех дорог... чтоб был легендой – день вчерашний, / чтоб был безумьем – каждый день!». Лирическая погруженность в себя как своеобразие поэтического мира Цветаевой.

Сборники «Версты»: проблематика и поэтика. Эволюция образа лирической героини. Цикл «Стихи о Москве» как попытка примирить московский и петербургский контексты.

Тема сиротства, потери родины, тоски по несбывшемуся в поздней лирике М.Цветаевой.

Своеобразие цветаевского решения темы любви, вихревой, грустной.

Тема поэзии. Цикл «Стол», «Читатели газет…».

Поэтика: своеобразие языка, синтаксиса, графики.

Проза Цветаевой  («Мой Пушкин»).

 

Акмеизм

История возникновения акмеизма. Происхождение терминов «акмеизм» и «адамизм». Проблема взаимоотношений акмеизма и символизма (статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Статья М.Кузмина «О прекрасной ясности. Заметки о прозе» (1913) – эстетическая программа акмеизма.

 

Н.С. ГУМИЛЕВ

(1886 - 1921)

 

Гумилев - теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика (сборники «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы»,  книга стихов «Жемчуга»).

Тема войны, разлуки, сомнений и равновеликой мировому сообществу России в сборниках «Чужое небо», «Колчан» и «Костер». 

«Огненный столп» - итог творческих исканий Гумилева и образец философской лирики (стихотворения «Звездный ужас», «Мои читатели», «Заблудившийся трамвай»).

Влияние творческого наследия Н.Гумилева на советских поэтов-романтиков (Н.Тихонов, К.Симонов и др.) и поэзию русского зарубежья (А.Несмелов, Н.Моршен).

 

 

 

А.А. АХМАТОВА

(1889 - 1966)

 

Отражение многообразной сферы женских переживаний в книгах стихов «Вечер» и «Четки». Драматургичность поэтического мира Ахматовой как результат влияния русской психологической прозы. Роль детали в ранних стихах Ахматовой.

Расширение тематического круга лирики Ахматовой в сборниках «Белая стая», «Подорожник», «Anna Domini». Тема родины в стихотворениях «Когда в тоске самоубийства…» и «Всё расхищено, предано, продано…».

Тема Второй мировой войны в стихотворениях «Лондонцам» и «Двадцать четвертую драму Шекспира…»

Расширение темы материнства до общечеловеческой в поэме-плаче «Реквием». Фольклорные, литературные и христианские реминисценции в поэме. Многообразие жанровых признаков. Образ лирической героини.

Подведение итогов жизни в «Поэме без героя» - эпической картине своего времени.

Проза Ахматовой о Пушкине, о «Тайнах ремесла».

Поэтика поздней Ахматовой.

 

Новокрестьянская литература

 

Новокрестьянская литература – продолжательница славянофильских идей в русской культуре.  Народная Русь – идеал новокрестьянских писателей. Идея «избяного космоса» в творчестве Н. Клюева («Песнослов», «Избяные песни»), С.Есенина («Радуница», «Голубень»), С.Клычкова («Потаенный сад») и др. Тема прощания с уходящим деревенским миром в сб. С.Клычкова «Дубравна».

 

НИКОЛАЙ КЛЮЕВ 

(1884 - 1937)

Мотивы “безответного удела” мужика, “горюшка в сердце народном”, разочарования в “житейской суете”, тоски по “берегам иной земли” и социального бунтарства в сб. «Сосен перезвон».

Отражение национальной самобытности, философии и эстетики народного быта, “огонь религиозного сознания” (В.Брюсов) в книге «Лесные были».  Мифологизм мышления и мифопоэтика. «Песнослов» как вершинное развитие образа “избяного космоса” (В.Дементьев).

Восприятие революции 1917 года как конца кровопролития и начала Воскресения Руси, осуществления мечты “Народа-Святогора” о “вольной земле” и пути к Божьей Правде, как “праздника великой Коммуны”, «мировой мистерии» (сб. «Медный кит»). Своеобразие восприятия революции (цикл «Ленин»).

“Львиный хлеб” - книга трагических метаний, разочарований, разрывов и утрат; надежд и отчаяния; обретение крепости духа,. Предчувствия смерти, образы распятия, отрубленной головы, бесов.

Трагический эпос об “отлетающей Руси” (поэмы “Деревня”, “Заозерье”, “Соловки”, “Погорельщина”, “Песнь о Великой матери”, “Плач о Сергее Есенине”, циклы “Разруха”, “О чем шумят седые кедры”).

 

Футуризм

Возникновение футуризма на Западе. Своеобразие русского футуризма: альманах «Садок судей» (1910) - первый факт коллективного выступления русских футуристов. Гилейцы (кубофутуристы) и эгофутуристы – два направления русского футуризма.

Альманах «Пощечина общественному вкусу» - манифест кубофутуризма. Творчество В.Хлебникова. Представители кубофутуризма: Д.Бурлюк,  В.Маяковский, А.Крученых и др.

Творчество И.Северянина – наиболее яркое проявление эгофутуризма.

Футуристы в 20-е годы: ЛЕФ; Новый ЛЕФ.

 

В.В. МАЯКОВСКИЙ

 (1893 - 1930)

 

Раннее творчество В.Маяковского («Адище города», «Утро», «Ночь», «А вы могли бы?» и др.).

Тема одиночества человека во враждебном ему мире. Трагический образ лирического героя раннего творчества поэта: человек, готовый отдать себя людям и не востребованный ими (поэма «»Облако в штанах»).  Образ поэта-проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия»).

Образы-лейтмотивы раннего творчества: город-ад, город лепрозорий; люди-«калеки и калекши»; деэстетизированные образы Земли, солнца, космоса.  

Сатирические образы поэзии Маяковского

Поэма «Облако в штанах» как программное произведение. Маяковский-сатирик («Новый Сатирикон»).

Романтический пафос дооктябрьского творчества Маяковского. Языковое новаторство: установка на произносимую речь и демократическое искусство.  Экспрессионистские тенденции в поэтике.  Использование тонической системы стиха. Новаторство рифмотворчества и графики.

Маяковский и Октябрь 1917 г.: «Моя революция». Окна РОСТА – образец журналисткой деятельности Маяковского.

 

И.СЕВЕРЯНИН  (И.В.ЛОТАРЕВ)

(1887-1941)

Первый сборник Северянина «Громокипящий кубок» (1913) и его «Пролог эгофутуризма» как формалистически-эстетское  направление футуризма. Уважительное отношение к классике – отличие эгофутуризма от кубофутуризма.

Эстетическая платформа поэта: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс».

Книги стихов «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» и др. Жанр «поэз» – художественное открытие Северянина. Музыкальность, многообразие  рифм (составные, каламбурные); мастерство  версификации (сонеты) наряду с претенциозностью, неудачным словообразованием.  Самореклама.

Тема покинутой, но не утраченной родины в эмигрантском творчестве поэта (сб. «Классические розы»).

Переводческая деятельность И.Северянина.

 

РАЗВИТИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

(1868-1936)

 

Начало творческого пути. Эволюция романтических героев  (от Лойко и Рады из рассказа «Макар Чудра» к Ларе и Данко в «Старухе Изергиль»). Связь с романтическими традициями Пушкина.

Герои босяцкого цикла («Челкаш» и др. рассказы). Проблема ницшеанский мотивов в раннем творчестве Горького.  Д.Мережковский о «русских босяках» и «немце Ницше» в статье «Грядущий хам».

Романтические и реалистические тенденции в романе «Фома Гордеев».            

Появление нового героя (рабочего) в пьесе «Мещане». Современная критика и сценография об образе Нила (спектакль в БДТ реж. Г.А.Товстоногова). Социальная и философская проблематика пьесы «На дне» и рассказа «О чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины». 

Повесть «Мать»  как явление социалистического реализма. Горьковское понимание революции как пробуждения общечеловеческой нравственности. Использование евангельского сюжета для раскрытия образа Ниловны и принципиальная полемика с Библией.  Схематизм образа Павла.

Мещанство и революция в «окуровском цикле» («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»).

Автобиографические   повести   «Детство»,   «В   людях»,   «Мои университеты».

Годы Февральской и Октябрьской революций. Газета «Новая жизнь». «Несвоевременные мысли»: неприятие насильственного опыта над русским народом.

Литературный портрет Льва Толстого и др. поризведения мемуарной прозы.

Отъезд за границу (1921).

  • В ПОИСКАХ СИНТЕЗА

 

Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходимость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма. Индивидуально-творческое проявление в творчестве Б.Зайцева, Л.Андреева, А.Ремизова, В.Розанова.

 

И.А.БУНИН

(1870-1953)

 

Бунин – певец уходящей поэзии дворянских усадьб («Антоновские  яблоки», «Суходол»).

Изображение русской жизни и русского национального характера в повести «Деревня». Карикатурное изображение революционера в повести.

Соединение социальных и экзистенциальных мотивов в рассказах «Господин из Сан-Франциско» и «Братья». 

Стиль Бунина (живопись, внешняя изобразительность, ритмическая организация).  Новое  в соотношении субъективного и объективного начал.

Неприятие Октября. Книга «Окаянные дни».

Эмиграция.

 

А. И. КУПРИН

 (1870-1938)

 

Начало творческого пути писателя. Работа журналистом. Куприн-очеркист (очерки «Киевские типы»).

Изображение «естественного человека» и современного интеллигента в повести «Олеся» и в рассказах писателя («Белый пудель», «В цирке», «Изумруд»).

Повесть «Поединок». Мастерство социальных характеристик и психологизма в изображении Ромашова, Шурочки и офицеров полка.  Образ Назанского.  

Утверждение любви как высшего проявления  нравственности в повести «Гранатовый браслет». Вера в силу искусства (рассказы «Гамбринус» и «Анафема».

Своеобразие художественного мира А.Куприна: острота сюжетов; выбор в качестве главных героев духовно сильных, ярких людей; любовь к ярким цветам, краскам. Романтизм ряда образов.

Эмиграция и возвращение на родину.                              

 

 Л.Н. АНДРЕЕВ

 (1871 - 1919)

 

Экспрессионистская тенденция в русском реализме начала XX века и ее выражение в творчестве Л.Андреева.

Раннее творчество. Фельетонистика, очерки. Экзистенциальные элементы в сентиментально-утопических рассказах  «Баргамот и Гараська», «Ангелочек» и др.

Влияние А.Шопенгауэра и Ф.Ницше на творчество писателя. Идея рока в рассказах «Большой шлем» и «Жизнь Василия Фивейского».

Решение проблемы смерти («Губернатор»,  «Рассказ о семи повешенных»). Соединение психологизма с экспрессионизмом и натурализмом.

Своеобразие религиозно-мистической концепции Андреева в рассказе «Иуда Искриот».

 Движение к экспрессионизму. Философские драмы «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма».

Андреев и Горький.

Роман-памфлет «Дневник Сатаны». 

 

А.Т.АВЕРЧЕНКО

(1881-1925)

 

  • Аверченко – редактор и автор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».
  • Проблематика рассказов и фельетонов Аверченко: быт Петербурга и его обитателей («Ненависть в серому, среднему, стертому человеку, к толпе, к обывателю» К.Чуковский); критика авангардного искусства и борьба за искусство реалистическое; издевательства над полицейским режимом царской России.

Неприятие Октябрьской революции («Дюжина ножей в спину революции»).  Статья В.И.Ленина «Талантливая книга» о «Дюжине ножей…» и ответ Аверченко на эту статью.

Рассказы об эмиграции («Осколки разбитого вдребезги» и др. сборники).

Рассказы о детей: мастерство психологизма и юмор.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х гг.

«Противоречивая целостность» (акад. Е.Челышев и проф. А.Николюкин) литературы 20-х гг. Публицистика З.Гиппиус; И.Бунина, М.Горького, М.Кольцова, В.Маяковского. Основные литературные группировки и объединения (РАПП; ЛЕФ; «Перевал», «Серапионовы братья», Дома искусств в Петрограде и Берлине); литературная периодика («Красная новь», «Новый мир», «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ»; «Октябрь», «На посту», «Современные записки»; «Числа», литературные разделы в газетах русской эмиграции «Последние новости» и «Возрождение»).

Поиски новой эстетики в теории и практике литературного движения 20-х гг. в СССР. Стилевые течения в литературе 20-х годов. Пролетарская поэзия (А.Гастев, В.Кириллов и др.).

Особенности изображения гражданской войны в романтической литературе (Э.Багрицкий, А.Малышкин, Вс.Иванов). «Конармия» И.Бабеля. Роман «Города и годы» К. Федина.

Социалистический реализм: история возникновения, политические и эстетические принципы. Романы Д.Фурманова «Чапаев», А.Серафимовича «Железный поток» и А.Фадеева «Разгром». «Донские рассказы» М. Шолохова. «Производственный роман» Ф.Гладкова «Цемент». Появление и развитие жанра антиутопии. Роман Е.Замятина «Мы». Сатирическая повесть («Дьяволиада», «Собачье сердце» М.Булгакова, «Похождения Невзорова, или Ибикус» А.Толстого, «Растратчики» В.Катаева, «Город Градов» А, Платонова, «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» М. М. Зощенко). Поэзия обэриутов.

 

М.ГОРЬКИЙ

(1868-1936)

 

Возвращение Горького к художественному творчеству. Рассказы 20-х гг. («Отшельник», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое») и литературные портреты.

М.Горький – основоположник советской литературы.

Роман  «Дело  Артамоновых».   Роман  «Жизнь  Клима  Самгина»  как энциклопедическое отражение интеллектуальной жизни русского общества на рубеже веков.

Драматургия Горького советских лет («Егор Булычев и другие»). Мастерство построения сюжета, роль символов и финалов, жанровое своеобразие пьес Горького. Публицистика Горького 1930-х гг.

Просветительская и издательская деятельность А.М.Горького. Дискуссии о жизни и творчестве М.Горького последних лет.

 

 

 

В. В. МАЯКОВСКИЙ

(1893-1930)

 

Лирические поэмы «Люблю» и «Про это».

Решение темы человека и истории в  поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!».

Лирика. Основные темы и мотивы. Тема поэта и поэзии в  лирике  Мая­ковского, в статье «Как делать стихи», во «Вступлении к поэме «Во весь голос».

Сатира: политическая («О дряни», «Прозаседавшиеся») и антимещанская («Помпадур», «Служака», «Подлиза» и др.).    Пьесы «Клоп» и «Баня».

Поэтическое новаторство Маяковского.

 

С. А. ЕСЕНИН

 (1895-1925)

 

Есенин и новокрестьянская поэзия.

Образ Рос­сии - земного рая в ранней поэзии С. Есенина.

Трагическая трактовка образа крестьянской России, тема противо­стояния города и деревни, конфликт между «живым» и «железным» (поэма «Сорокоуст», циклы стихов  «Москва кабацкая» и  «Любовь хулигана» и др.).

    Стремление приобщиться к советской действительности (цикл «Страна советская»).

 «Персидские мотивы».

Философская лирика 1920-х гг.

Поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек».

Место Есенина в развитии русской поэзии. Есенин и современность.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС  КОНЦА 1920  - СЕРЕДИНЫ  1950 гг.

Советская литература

(ОБЗОР)

Пафос революционного преобразования действи­тельности  и утверждение творчески активной личности. Социалистический реализм: история возникновения; политические и эстетические прин­ципы. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей. Пафос патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагического начала в советскую литературу.

Постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград»». Нормативность в эстетике 1940—1950-х гг. Теория бесконфликтности. Дискуссии 50-х годов о лирическом, о положительном герое и теории бесконфликтности.

  • Проза

«Производственный роман» («Время, вперед!» В. Катаева, «Энергия» Ф.Гладкова, «День первый» И.Эренбурга, «Соть» Л.Леонова и «Люди из захолустья» А. Малышкина). Деградация «производственной прозы» как жанрового образования к концу 1930-х гг.

«Роман воспитания»     (Н. Островский и А. Макаренко).

 Философский проза 1930—1940-х гг. М.Пришвина (роман «Кащеева цепь» и повесть «Жень-шень»), А. Платонова, Л. Леонова и М.Булгакова.

  Романы-эпопеи М. Шолохова («Тихий Дон»), А. Толстого («Хождение по мукам»), М. Горького «Жизнь Клима Самгина».

Развитие гоголевской и толстовской традиций в послевоенных романах и повестях о войне («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Не­красова, «Спутники» В. Пановой). Их роль в развитии «военной прозы» конца 1950-х — начала 1960 гг.

Публицистика и очерки А. Толстого, И. Эренбурга, Л. Леонова, рассказы М. Шолохова, Н. Тихонова и др.

Советский исторический роман («Петр Пер­вый» А.Толстого, «Радищев»  О. Форш, «Емельян Пу­гачев В. Шишкова», «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Порт-Артур» А. Степанова, «Багратион» С. Голубова  и др.). Нрав­ственно-философские проблемы в романах Ю. Тынянова «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара».

Сатирические романы и повести. Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова («Двенадцать сту­льев», «Золотой теленок»).

  • Поэзия

Трагические противоречия эпохи и их отражение в творчестве старших поэтов: А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Вхождение в советскую литературу нового поколения поэтов: Н.Заболоцкий, М. Исаковский, П.Васильев, Б. Кор­нилов, Я. Смеляков, А. Твардовский, А. Прокофьев, Н. Дементьев, Б.Ручьев.

Развитие традиций крестьянской культуры в поэзии А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева 30-х гг.

Романтико-утопические тенденции обще­ственного сознания в массовой поэзии 1930-40-х гг. Подъем патриотической поэзии в годы Великой Отечественной войны. Разнообразие жанров: военные стихи А. Ахматовой и Б. Пастернака; лирика А.Суркова («Декабрь под Москвой»),  К.Симонова («Война»), Д.Кедрина; поэмы А.Твардовского («Василий Теркин» и «Дом у дороги»), П.Антокольского («Сын»), В. Инбер («Пулковский меридиан»), М.Алигер («Зоя»),  Н.Тихонова («Киров с нами»); развитие любовной лирики («С тобой и без тебя» К.Симонова, «Строки любви» С. Щипачева, стихи  М. Алигер, О. Берггольц и др.);  массовая песня (М. Исаковс­кий, В. Лебедев-Кумач, А. Сурков, А.Фатьянов, М. Светлов).

 

Литература русского зарубежья и андеграунда

(ОБЗОР)

Утверждение идеалов и нравственных ценностей православия в литературе русского зарубежья («Иисус Неизвестный» Д.Мережковского, «Путешествие Глеба» Б.Зайцева, переложения житий А.Ремизова и др.). 

Религиозные мотивы в творчестве И.Шмелева. Утверждение красоты Божьего мира и человека в повести «Богомолье». Тема обретения духовного рая в романе «Лето Господне». Своеобразие Шмелева-художника.

Экзистенциальная проза (И.Бунин, Г. Газданов и др.).

Тема божьего наказания и испытания для России в романе М.Осоргина «Сивцев Вражек». Роман «Вольные каменщики» как нетрадиционное выражение христианских идеалов активной любви к людям. 

Поэзия русского зарубежья. Г.Иванов и поэзии «незамеченного поколения» (Б.Поплавский и др. поэты «парижской ноты»).

Художественные поиски В.Набокова и их значение для русской прозы ХХ в.

 Сатирические романы и повести А.Аверченко, Н.Тэффи, М. Зощенко, М. Булгакова, А. Платонова.Творчество поэтов второй волны русской эмиграции (Д.Кленовский, И.Елагин и Н.Моршен).

 

Монографические темы:

 

  • М. А. ШОЛОХОВ
  • (1905-1984)

 

Шолохов – создатель эпической картины русской народной жизни в ХХ веке, продолжатель традиций Л.Толстого.

 «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» («Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя», «Семейный человек», «Обида» и др.).

«Тихий Дон» — роман-эпопея, рас­крывающий историческую судьбу русского крестьянства в трагическом ХХ веке. Воплощение многостороннего национального русского характера в образах главных героев.

Роман «Поднятая целина».

Военная тема в творчестве М.Шолохова: от рассказа «Наука ненависти» к «Судьбе человека».

 

Л. М. ЛЕОНОВ  

(1899-1994)

 

Философский характер таланта Леонова. Статья «Толстой и Достоевский» – ключ к пониманию художественного мира писателя.

Романы  «Барсуки» и «Вор» (1-я редакция 1927 года), «Русский лес» и «Пирамида». Повесть «Evgenia Ivanovna».

Драматургия Леонова («Метель», «Нашествие» и «Золотая карета»).

Леонов-публицист.

 

М. А. БУЛГАКОВ  

(1891-1940)

 

Творчество М. Булгакова как продолжение традиций русской (Гоголь) и мировой (Гофман) классики. Реалистическое и мистическое начала в произведениях писателя

Раннее творчество писателя  («Записки юного врача»,  «Роковые яйца» и «Собачье сердце»).

Роман «Белая гвардия».

Драматургия М.Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Решение проблемы «художник и общество» в романе «Жизнь господина де Мольера» и в пьесах «Кабала святош» («Мольер») и «Последние дни» («Пушкин»).

 Роман  «Мастер и Маргарита».

Место и значение Булгакова в современной и мировой литературе.

 

А.П. ПЛАТОНОВ

(1899- 1951)

 

Соединение народной культуры и научной философии – особенность таланта А.Платонова. Тема преодоления сиротства, решение проблема частного и общего существования – основа творчества Платонова.

Рассказ «Усомнившийся Макар».

Роман «Чевенгур».

Повести «Котлован», «Ювенильное море» и «Джан».  

Рассказы «Фро», «В прекрасном и яростном мире», «Река Потутань» и «Возвращение» («Семья Ивановых»).

Платонов-драматург («Шарманка», «14 Красных Избушек» и др.).

 

В.В.НАБОКОВ 

(1899-1977)

 

Раннее творчество. Роман «Машенька».

Обретение своего художественного мира в романе «Защита Лужина».

Роман-антиутопия «Приглашение на казнь». Рассказ «Озеро, облако, башня».

Роман «Дар» как высшее достижение художественной прозы Набокова и выражение его эстетической позиции.

Тема России в романе-воспоминании «Другие берега».

Англоязычное творчество В.Набокова. Романы «Лолита», «Ада» и др. Переводческая деятельность писателя.

 

  • Г.ИВАНОВ (1894-1951), Б.ПОПЛАВСКИЙ (1903-1935)
  • - поэты «парижской ноты»

Раннее творчество Г.Иванова.

Трагическое восприятие эпохи и судьбы эмиграции в книгах стихов «Розы» и «Отплытие на остров Цитеру».

Статья «Распад атома» – творческий манифест позднего Г.Иванова. Цикл стихов «Портрет без сходства», книга «Стихи: 1943-1958».

Тема смерти, сна, ужаса бытия и надежда на обретение смысла жизни в поэзии Б.Поплавского.

 

Б. Л. ПАСТЕРНАК

(1890-1960)

 

Ранняя лирика Б. Пастернака: книги «Поверх барьеров» и «Сестра моя — жизнь».

Стихи «Второго рождения»: тема принятия «миров разного­лосицы».

Книга «На ранних поездах». Стихи о Великой Отечественной войне: патри­отические и христианские мотивы.

Лирико-философский роман «Доктор Живаго».

Цикл стихов «Когда разгуляется».

Переводческая деятельность Б.Пастернака.

 

О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ

 (1891-1938)

 

О.Мандельштам – певец мировой культуры. Стихотворение «Я не слыхал рассказов Оссиана», статья «Слово и культура» и эссе «Разговор о Данте»  как выражение эстетической позиции писателя.

Акмеистские мотивы в книгах стихов «Камень» и «Tristia».

Поэзия 1930-х гг. Воронежские стихи.

Трагическая судьба поэта.

  • А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
  • (1910-1971)

 

Поэма «Страна Муравия».

«Василий Теркин.  Книга про бойца» – «воплощение русского национального характера. И.Бунин о «Василии Теркине».

Поэма «Дом у дороги»: проблематика, образы героев, жанр.

«За далью — даль» как лирическая эпопея.

Творчество Твардовского 60—70-х гг. Сатирическая поэма «Теркин на том свете».

Поэма «По праву памяти».

Твардовский — редактор «Нового мира».

 

ТЭФФИ (Н.А.ЛОХВИЦКАЯ)

(1872-1952)

 

Юмористическое изображение «маленького человека» в дореволюционном творчестве Тэффи.

Стремление писательницы «смехом заглушить стенанья» оказавшихся в эмиграции сограждан. Сочувственно-ироническое изображение эмигранской жизни  («Ке фер?» «Доктор Коробко», «Маркита»). Непримиримое отношение к обывателям , эгоистам и ханжам («О вечной любви», «Подлецы», «Яго»). Образы русских людей в рассказах «L`ame slave», «Сладкое вспоминание», «Мать», «Поручик Каспар»).

Изображение детей («Где-то в тылу», «Гурон»).

Мастерство Тэффи: яркость сюжетов, оригинальность фамилий персонажей, мастерство диалогов и реплик, использование каламбуров.

 

 

М.М.ЗОЩЕНКО

(1894-1958)

 

Изображение человека, оторванного от культурной и литературной среды в первом сборнике М.Зощенко ««Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». Сказовый характер повествования – типичная особенность раннего Зощенко.

Трагизм положения героя, «человека массы», сталкивающегося с новыми, незнакомыми ему ранее формами культуры и быта – главная тема рассказов писателя 20-х годов («Аристократка»,  «Любовь», «Баня»,  «Нервные люди», «Галоша» и др.).

Кризис писателя из-за добросовестного стремления стать пролетарским писателем, близким к своему герою, добросовестно исполнять социальный заказ массы и человека массы. Изменение манеры повествования в «Голубой книге». Примитивизм ряда ситуаций и трактовок.

Философские повести Зощенко («Возвращенная молодость» и «Перед восходом солнца»).

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

середины 1950—середина 1980-х гг.

(ОБЗОР)

Общественно-литературная ситуация. Активизация общественной и литературной жизни в стране в 50-е годы в связи со смертью И.В.Сталина и решениями XX съезда Коммунистической партии. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Дискуссии о социалистическом реализме, идеальном герое, о про­блеме «самовыражения», о «тихой» лирике, искренности в литературе. 

Размежевание в писательской среде по принципу: официальная линия — оппозиция — поч­венники. Деятельность А.Твардовского и редакции журнала «Новый мир». Позиция В.Кочетова и журнала «Октябрь». «Почвенническая» позиция журналов «Молодая гвардия» и «Наш современник». 

Усиление идеологического давления на литераторов в годы застоя. Диссидентство, его выражение в литературном процессе.

Роль литера­туры в подготовке общества к коренным изменениям в обществен­ной жизни.

Литературно-эстетические явления 50-80-х годов. Возрождение внимания к специфике искусства.

Роль  «возвращенной литературы» отечественных писателей (произведений Е. Замятина, С. Клычкова, А. Платонова, Б. Пильняка, М. Булгакова, Н. Клюева, С.Клычкова, А. Ахматовой, А. Солженицына, А.Бека, В.Дудинцева, В.Гроссмана, Б.Пастернака, Ю.Домбровского, А.Приставкина, А.Рыбакова, В.Тендрякова, Б.Ямпольского; А.Твардовского, И.Бродского и др.) и писателей русского зарубежья (произведений И.Бунина, И.Шмелева, Д.Мережковского, З.Гиппиус, М.Алданова и др.) в литературном процессе середины 50-х –начала 80-х годов. 

Споры о социалистическом реализме.

  • Проза

Художественно-публици­стические произведения И. Эренбурга («Оттепель»), Г. Николаевой («Битва в пути»), В. Дудинцева («Не хлебом единым»), А. Яшина («Рычаги»), В. Тендрякова («Ухабы», «Тройка, семерка, туз»).

Рассказы Ю. На­гибина, Ю. Казакова.

Цикл очерков В. Овечкина «Деревенские будни».

 «Лирическая проза» конца 50-х - начала 60-х гг. («Капля росы» и «Владимирские про­селки» В. Солоухина, «Дневные звезды» О. Берггольц и др.).

Проза В.Тендрякова («Не ко двору», «Ухабы», «Суд», «Весенние перевертыши», «Ночь после выпуска» и др.). «Потаенная» проза писателя («Пара гнедых», «Хлеб для собаки» и др. рассказы).

Прошлое в свете современности   («Жестокость», «Испытательный срок» П. Нилина, «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных ве­щей» Ю. Домбровского). Этапное значение рассказа А. Солженицы­на «Один день Ивана Денисовича».

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго».

«Лирико-исповедальная» проза и характер молодого современ­ника («Продолжение легенды» А. Кузнецова, «Звездный билет» В. Аксенова, «Хроника времен Виктора Подгурского» А.Гладилина).

 «Военная», «деревенская» и «городская» проза как вер­шинные достижения периода (см. ниже).

 «Лагерная» проза (эпопея А. Солженицына «Архи­пелаг ГУЛАГ», его романы «В круге первом», «Раковый корпус». «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Черные камни» А. Жигулина, «Погружение во тьму» О. Волкова, повесть «Верный Руслан» Г. Владимова и др.).

Философский роман 60-80-х гг. («И дольше века длится день»,  «Буранный полустанок», «Плаха» Ч. Айтматова; «Царь-рыба» и «Печальный детектив» В.Астафьева, «Берег», «Выбор», «Игра» Ю.Бондарева; «Белка», «Царь-лес» А.Кима и др. Философски-юмористическая проза Ф.Искандера («Сандро из Чегема» и др.) и С.Довлатова. Философская фантастическая проза (А. и Б. Стругацкие).

Ассоциативно-метафористическая проза В. Катаева («Святой колодец», «Трава забвения», «Алмазный мой венец»).

Исторический роман в 70—80 годы. («Нетерпение» Ю. Трифонова, «Соломенная сторожка» Ю. Да­выдова, романы Л. Бородина, В. Шук­шина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы. «Красное колесо» А. Солженицына).

Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В.Белова, В. Крупина («Слава Богу за все», «Янки, гоу хоум!»),  А. Курчаткина («Стражница)».

Городская проза Ю.Трифонова. Поколение «сорокалетних»: В. Маканин, Р. Киреев, А. Ким, В. Личутин, А. Курчаткин, С. Есин, В. Крупин и др.

Художественное освоение повседневного быта современного че­ловека в т.н. «новой», или «жестокой», прозе (Т.Толстая, Л. Петрушевская и др.).

Возникновение неомодернистской и постмодернистской прозы:  «Москва — Петушки» Вен.Ерофеева; «Пушкинский дом» А.Битова; романы Саши Соколова.

Проза третьей волны русской эмиграции: В.Аксенов, С.Довлатов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, Э.Лимонов.

Проза о Великой Отечественной войне

Традиции Н.В.Гоголя и Л.Н.Толстого и военной прозы 40-х годов ХХ века в современной литературе о Великой Отечественной войне.

Документальная проза о Великой Отечественной войне: «Брестская крепость» С.Смирнова, «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина, «Нагрудный знак 0SТ», «Плотина» В. Семина, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Клавдия Вилор» Д. Гранина.

Появление «лейтенантской прозы» («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Звездопад» В.Астафьева, «Журавливый крик», «Третья ракета» В.Быкова) и ее своеобразие.

Художественное своеобразие творчества В. Богомолова («Иван», «В августе сорок четвертого... (Момент истины)»), К. Воробьева («Убиты под Москвой», «Это мы, господи!..»),  В. Кондратьева («Сашка»), Б.Васильева («А зори здесь тихие» и «В списках не значился»).

Эпическое осмысление Отечественной войны (роман В.Гроссмана  «Жизнь и судьба», трилогия К.Симонова «Живые и мертвые», роман  Ю. Бондарева «Горячий снег»).

Философско-притчевое повествование на военном материале («Сотников», «Обелиск», «Знак беды» В. Быкова).

Углубление антивоенной темы в «военной прозе»: «Июль 41 года» и «Навеки — девятнадцатилет­ние» Г. Бакланова, «Пастух и па­стушка» и В. Астафьева и др.

 

 «Деревенская проза»

Два направления в развитии прозы о деревне: социально-историческое и онтологическое. Их взаимодействие и противостояние.

Обращение к трагическим со­бытиям коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова, «Драчуны» М. Алексеева). Изображение русской деревни, ее нынешних забот в свете общечеловечес­ких проблем («Последний поклон» В.Астафьева, «Любавины» В.Шукшина, «Горькие травы» П.Проскурина. Роман-тетралогия Ф.Абрамова «Братья и сестры».

Изображение исконных начал нации в повестях Б.Можаева «Живой»,

Осмысление необратимых процессов изменения национальной жизни в ХХ столетии в рассказ А.Яшина «Вологодская свадьба».

Лирическая «деревенская проза»:  «Привычное дело»  В.Белова, творчество Е.Носова, В.Лихоносова,  В.Распутина.

  • Поэзия

Философско-поэтическое осмысление жизни, ее «вечных тем» («Лад» Н.Асеева, «Солнцеворот», «Синяя вес­на» В. Луговского, «Стихи» Л. Мартынова, «Горизонт» М. Светло­ва). Человек и природа в поздней лирике Н.Заболоцкого.

Лирика поэтов фронтового поколения (М.Дудин, С.Орлов, Б.Слуцкий, Д.Самойлов, Ю.Левитанский, Е.Винокуров, А.Межиров, Ю.Друнина, К.Ваншенкин и др.).

Социальные и художественные поиски «шестидесятников» Е. Евтушенко, Р. Рожде­ственского, Р.Казаковой, В. Соколова, А. Вознесенского, С.Куняева, Н.Астафьевой, Б.Чичибабина Б. Ахмадулиной и др.

Интерес к народным,  национальным корням искусства  в поэзии Н.Руб­цова, В.Соколова, Н.Тряпкина, С.Викулова, О.Фокиной и др.  Лирика Н. Рубцова.

Художественное осмысление исторического процесса («Бег времени» А. Ахматовой, «Узел» О. Берг­гольц, «День России» Я. Смелякова).

Социальный и публицистический пафос, традиции и новаторство в поэзии бардов, (Б.Окуд­жава, А.Галич, В.Высоцкий. Ю.Ким, Ю.Визбор, А.Городницкий, Н. Матвеева, и др.).

«Лианозовская школа» (поэзия Е.Кропивницкого. Г.Сапгира, И.Холина и др.).

Возвращение в поэзию книг Н.Гумилева, В.Ходасевича, Г.Иванова, И.Одоевцевой, И.Елагина, Н.Моршена и др. Публикация неизвестных на родине произве­дений А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, Н.Клюева, С.Клычкова, М.Волошина, В.Хлебникова и др.

Поэзия «второй волны» русской эмиграции (И.Елагин и Н.Моршен).

Драматургия

Многообразие жанрово-стилевых исканий в 60-80-е гг.

Развитие социально-психологической драмы. Театр А.Арбузова («Иркутская история», «Мой бедный Марат», «Сказки старого Арбата», «Жесткие игры»).  Психологический театр В.Розова («Вечно живые», «В до­брый час», «В поисках радости», «В день свадьбы») и А.Володина («Фабричная девчонка», «Старшая сестра») 60-х гг.

Обращение к историко-революционной теме. Трагедия Н.Погодина «Третья патетическая». Документально-публи­цистический театр М.Шатрова. Поиски новых художественных форм и жанровых разновидностей в «документальном» театре М.Шатрова («Так победим!», «Диктатура совести», «Дальше... дальше... дальше»).

 «Производственная драма». («Че­ловек со стороны» И.Дворецкого и «Протокол одного заседания» А.Гельмана).

«Исторические экскурсы» в пьесах Э.Радзинского («Беседы с Сократом», «Лунин, или Смерть Жака», «Театр времен Нерона и Сенеки»), А.Володина («Две стрелы», «Яще­рица»), Л.Зорина («Дион»). Обработка заимствованных сюжетов в творчестве Гр.Горина («Забыть Герострата!», «Тот самый Мюн­хгаузен», «Дом, который построил Свифт», А.Володина («Дульсинея Тобосская», «Мать Иисуса»). Современное прочтение «вечных сюжетов» («Не бросай огонь, Прометей»  М.Карима, «Окончание Дон-Жуана» Э.Радзинского.

Синтез гоголевских и чеховских традиций  в драматургии А.Вампилова («Провинциальные анекдоты», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»).

Пьеса-притча А.Казанцева «Великий Будда, помоги  им!» и трагифарс В.Коркии «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили». «Вальпургиева ночь, или  Шаги командора» В.Ерофеева и «Трибунал» В.Войновича.

 

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН

(1918 -2008)

 

Творческий путь. Ранние рассказы писателя. «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор».

Роман «В круге первом» и повесть «Раковый корпус».

Речи, выступления, публицистика 70—90-х гг. Книга «Бодался теленок с дубом».

 «Красное колесо». Солженицынская философия языка. «Словарь языко­вого расширения».

«Двучастные рассказы» и «Крохотки». 

  • В. М. ШУКШИН
  • (1929-1974)

 

Создание многообразного народного национального характера («Чудик», «Жена мужа в Париж провожала»,  «Микроскоп», «Сапожки», «Даешь сердце!», «Верую!»), «Миль пардон, мадам», «Сураз» «Срезал», «Генерал Малафейкин» и др.).

Сатира Шукшина.

В. Г. РАСПУТИН

(род. в 1937 г.)

 

Повести «Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матерой» и др. Трагизм новеллистики писателя 90-х гг. (рассказ «Нежданно-негаданно» и др.).

Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана».

 

Ю. В. ТРИФОНОВ  

(1925-1981)

 

Повести «Обмен», “Предварительные итоги”, “Долгое прощание”, “Дом на набережной”, «Другая жизнь» и роман  «Старик». Чеховские традиции.

Осмысление революций в документальной повести «Отблеск ко­стра», в романах «Старик» и «Нетерпение».

Художник и история в последнем романе Ю. Трифонова «Время и место».

 

Н. М. РУБЦОВ

(1936-1971)

 

Развитие есенинских традиций в новых исторических условиях в книгах «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы», «Последний пароход», «Подорожники» и др.

 

ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ 80-х – НАЧАЛА ХХI в.

Признание правомерности художественного многообразия в литературе.

Новые тенденции в реалистической прозе В.Маканина («Лаз», «Стол, покрытый сукном и  с графином посередине», «Андеграунд, или Герой нашего времени») и А.Курчаткина («Солнце сияло»). Творчество Дины Рубиной   («Вот идет Мессия», «Белая голубка Кордовы»).

Развитие и кризис постмодернистской литературы: проза Ю.Мамлева, В.Сорокина, В.Пелевина; поэзия Д.А.Пригова, Л.Рубинштейна. Метапоэтические поиски И. Жданова, В.Месяца. Преодоление постмодернистких тенденций в романе Т.Толстой «Кысь», в стихах Т. Кибирова.

Возникновение различных модификаций  неореализма (нового реализма), синтезировавшего классический реализм с рядом художественных  открытий постмодернизма, как реакции  на безыдейную литературы.  Метареализм А.Кабакова («Последний герой») и О.Славниковой («Легкая голова»).  «Новая проза» А. Варламова («Присяга», «Сплав», «Купол»), Ю.Полякова («Грибной царь»), Б.Евсеева («Романчик»), С.Казначеева («Записки советского миллионера») и др.

Отражение мучительных духовных поисков молодого поколения в прозе И.Кочергина («Помощник китайца»), А.Иванова («Географ глобус пропил»), Р.Сенчина (рассказы), Д.Гуцко  («Без пути-следа»), З.Прилепина («Санькя» и рассказы), С.Шергунова («Ура!»), Н.Ключкаревой («Россия: общий вагон») и др.

Многообразие поисков в области поэзии. Поэты «петербуржской школы»: Е.Рейн, В.Кривулин, Е.Шварц. Трагическое мировосприятие эпохи глобализации в поэзии Ю.Кузнецова и Г.Русакова. Почвеннические традиции в стихах Ст.Куняева, В.Казанцева, В.Устинова, М.Шелехова. Поэты - «неоклассики» Б.Кенджеев, С.Гандлевский, А.Цветков, Ю.Кублановский, Л.Лосев. Духовные стихи О.Седаковой, О.Николаевой и М.Аввакумовой. Поиск новой поэтики в стихах Г.Айги, А.Парщикова, А.Еременко, И. Жда­нова и др.

Стремление работать со второй культурной реальностью и умеренное экспериментаторство А.Кушнера, Ю.Мориц, К.Ковальджи; радикальное экспериментаторство В.Сосноры. Лиризация и философизация стихов поэтов вчерашнего андеграунда (Н.Коржавина, А.Тимофеевского, Ю.Кима).

Развитие рок-поэзии и популярной песни (А.Гребенщиков, А.Башлачев, В.Цой, Ю.Шевчук, И.Кормильцев, Д.Ревякин, И.Тальков, А.Шаганов, Ю.Энтин).

Усиление критического пафоса в драматургии («Жестокие игры», «Победительница», «Виноватые», А.Арбузова; «Гнездо глухаря», «Кабанчик», «Хозяин» В.Розова).

Драматургия «новой волны»: В.Арро («Смотрите, кто пришел»), В.Славкин («Серсо»), А.Га­лин («Ретро», «Восточная трибуна»),  Л.Петрушевская («Уроки музыки», «Три девушки в голубом», «Московский хор»).

Новые имена в драматургии: Н.Коляда, А.Слаповский, В.Сигарев,  М.Арбатова и др.

Появление развитие массовой (коммерческой) литературы как результат  рыночной экономики России. Жанр фэнтази: романы П.Крусанова («Укус ангела») и С.Лукьяненко («Ночной дозор», «Дневной дозор»). Исторический детектив: романы В.Лаврова и Б.Акунина. Женский сентиментальный роман Л.Улицкой и В.Токаревой. Женский детектив: А.Маринина, Д.Донцова, Т.Устинова.

 

Литературная критика середины 80-х – 2000-х гг.  Начало гласности. Активизация деятельности литературно-художественных изданий, бурный рост их тиражей в конце 80-х гг.  Доминирование публицистического аспекта критики (Ю.Карякин, И.Клямкин, А.Нуйкин).

Критики-ученые:   А.Бочаро­в, Е.Сидоров, Ал. Михайлов, Г.Белая, В.Пискунов, Е.Старико­ва, И.Шайтанов, С.Чупринин, Вл.Новиков, А.Архангельский.

Сближение позиций журналов «Наш современник» и «Молодая гвардия» (В.Кожинов, А.Ланщиков).

«Центристы»: Л.Лавлинский, А.Латынина.

 

  • И. А. БРОДСКИЙ
  • (1940-1996)

 

Начало творческого пути в России. («Большая элегия Джону Донну», «В деревне Бог…», «Одной поэтессе», «Прощайте, мадмуазель Вероника»).

Нобелевская лекция — поэтическое кредо И. Бродского. Книги стихов «Часть речи» и «Конец прекрасной эпохи», «Урания»  и др.

  • Художественное своеобразие поэзии Бродского: метафизичность; использование длинных периодов и анженбеманов, требующих напряжение мысли читателя; ориентация на философскую поэзию 18 века.
  • Ю.КУЗНЕЦОВ

               (1941-2003)

 

Поэзия Ю.Кузнецова - синтез модернизма и традиционализма, русской философской поэзии ХIХ века и трагического мироощущения новейшего атомного века.

Столкновение мифа и реальности – типичный прием ранней поэзии Кузнецова («Атомная сказка», «Змеиные травы»). Изображение диалектики добра и зла в поэме «Змеи на маяке», в стихах последних лет. Тема любви-соперничества («Закрой себя руками: ненавижу», «Ты чужие слова повторяла», «Пошла ты по красному лету»).

Преобладание аллегорических текстов преобладание аллегорических текстов на политическую тематику в позднем творчестве поэта («Захоронение в Кремлёвской стене»).

Художественное своеобразие поэзии Ю.Кузнецова: сюжетность, создание мифологических образов, использование фольклорных мотивов, трехсложные размеры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировое значение русской литературы ХХ века. Тенденции развития отечественной литературы в ХХI веке.

TOP